Журавли улетели

Вы здесь

Ирина Иванова

На книгу В. Бояринова «Журавли улетели»
Ирина Сергеевна Иванова (И. Лесная-Иванова), кандидат философских наук, доцент, член СЖ, член СП России, лауреат золотой есенинской медали «За верность традициям русской культуры и литературы»
Напечатано в журнале « Муза» под редакцией Вал. Лебединского №26 2014 г.
Отзыв напечатан в сборнике литературоведческих обзоров "Герменевтика. Обзор литературы рубежа 20-21 веков"
Книга В. Бояринова «Журавли улетели» – это откровения живой души человека, постигающего мир божий на земле, строящего мосты и корабли, устремлённые к звёздам.
Вровень с ветром, вровень с тучей
Я поставил паруса,
И вознёсся струг летучий
В заревые небеса.
Поэт видит и красоту земли, и иней на звёздах. Стихотворение «Земные ворота» напоминает нам, что Иисус Христос сначала был плотником. А в общем контексте стихотворения и поэт - иногда плотник, который мастерски работает с древесиной слов, возводя из них град небесный. В этом небесном граде основа - любовь и сочувствие ко всему живому. Интересно в этом плане стихотворение «Страда». Восхищаясь мужиками, которые косят траву и цветы, поэт одновременно замечает», «какими жуткими глазами глядятся в небо васильки!». Это иной взгляд и на царя природы, и на цветы, взгляд человека, сочувствующего всему живому, совесть которого не даёт ему успокоиться, заставляет чувствовать вину и перед реальным васильком и перед цветком-человеком, которого может ожидать такая же судьба. Земная жизнь людей-васильков - это прелюдия к жизни небесной, поэтому и цветы у поэта глядятся в небо, и к людям он обращается с призывом: «Лишь души не погубите беззащитной». Секрет художественного слова в том, что оно не просто изоморфично изображает чувства, мысли и события, но и помогает взглянуть на мир по-новому.
Стихи В. Бояринова - это постоянное удачное внесение новизны в любую тему. В стихотворении «Младенец русской славы» появляется образ колыбели, которая висит на Куликовом поле, а качает спящего в ней младенца-будущего богатыря-победителя сам Господь. Это очень интересный и важный ракурс в стихах на историческую тематику, подчёркивающий, что победы России над врагами были угодны Богу.
Новизна проявляется не только в содержании стихов В. Бояринова, но их форме. Интересно стихотворение «Старый герб», которое можно назвать поэтической новеллой. Человек, имеющий на своём гербе медведя, кажется, не силён, но когда нужно защитить хозяина от насмешек, свершается чудо: медведь сходит герба и защищает своего хозяина.
Неожиданный поворот событий мы видим и в стихотворении « С любимой».
Лирическому герою кажется, что он не любим. Мужчина горячится, запрягает в сани медведя, едет свататься к соседке, но любимая находит его, и возникает сотворённое людьми чудо примирения в ситуации, которая могла бы оказаться роковой:
Ты шубу скинешь на ходу,
Влетишь в распахнутые сени:
«Ты думал, дурень, не найду?
И дурень рухнет на колени!
Лирического героя Бояринова в любви отличают и страстность, и горячность, и отходчивость; мысли о том, каково после ссоры или крутого разрыва женщине; самозабвение, умение встать выше полученной обиды, забота о любимой. Это видно в стихотворении «Какие слова говорил». В конфликте лирических героев коса находит на камень и кажется, что люди разойдутся навсегда:
Не любишь? И я не люблю!
Ты ведьма? Я вчетверо злее!
Я это гнездо подпалю-
Из подола выползут змеи!
Уже улетаешь? Лети!
Дурак бы тому огорчился!
А не разобьётся в пути?
Эх, что-то я погорячился…
Это правильное решение в ссоре мужчины и женщины, если уж она случилась, ведь женщина и психологически, и физически слабее мужчины, хотя порой и стремится доказать обратное, и тот, кто этого не понимает, действительно, может обречь любимую на смерть, а вместе с её смертью разобьётся в сознании образ небесного видения, согревающий душу, ведь любимый человек свят, и возлюбленную свою поэт называет «любимая моя, святая». Образ любимой как святой глубок и многозначен. Святая - это не только неземная, совершенная, но скорее жертвенная, принявшая за любовь муки, свершившая духовный подвиг терпения, всепрощения, самозабвения.
В суете обычной жизни этот подвиг не замечается, заслонятся будничными отношениями и даже кажется порой услугами, не слишком великими, недостаточными. Но то, что подвиг был, человек часто понимает после смерти своей второй половины. Супружеская жизнь, даже основанная на взаимной любви, - это в условиях земного несовершенного мира – испытание. В. Соловьёв в работе «Смысл любви» уподобляет супружеские венцы мученическим, и он, безусловно, прав. Но, конечно, кроме всевозможных испытаний, любовь дарит и счастье, и открывает красоту и необычность мира, и придаёт жизни смысл. Всё это тоже отражено в стихах В. Бояринова:
Тот в пасынках у Бога,
Кто не знал любви.
Кто счастьем не светился уже на склоне лет,
Тот вовсе не родился,
Того на свете нет!
В любви есть и приключения, и радостные воспоминания (ст. «Это мыши»), и наслаждения. В стихотворении «Молния косая» поэт создаёт красивые эротичные строчки, благодаря иносказанию:
Опали бережно, без грусти
Одежд последних лепестки,
Луч грозовой пронзает устье
Твоей реки.
Страсть сродни природе, потому её и изображают через образы ветра, грозы, реки. Любовь преображает мир, создаёт своеобразный пантеизм мировосприятия, при котором кажется, что любимая, как бог, разлита в природе, а бесконечная и всемогущая природа природа воплощена в ней:
Пахнут волосы твои
Знобящей свежестью озёрной.
С любимой хочется постоянно общаться, даже если человек попадает в другой мир. В стихотворении «Весть» лирический герой присылает женщине весточку из рая. Интересно и важно, что жизнь в раю поэт рисует, как трудовую и весёлую.
Я без дела не сижу:
Здесь за это парят.
Байку новую сложу-
Мне калач подарят.
Надо заметить, что стихи Бояринова отличает мягкий юмор:
Снова Мусоргский Модест
Ничего не пьёт, не ест:
Он Бориса сочиняет,
Он несёт тяжёлый крест.
Или:
Николай Николаевич Ге
Спрятал нож у Петра в сапоге.
Кстати, это мнемонические строчки. После них никто не будет задаваться вопросом, Ге или Гё фамилия художника.
С юмором описаны и реформы Петра 1:
Мы Россию очень любим:
Мы ей бороду отрубим,
Не ходить же молодой
По Европе с бородой!
Творческий диапазон стихов В. Бояринова очень широк: это и стихи о природе, и любовная лирика, и стихи о России, её истории, прошлом и будущем, и произведения об искусстве, среди которых выделяются: «Неизвестная, «Купанье Красного коня», «Лунная ночь на Днепре».
Речь стихотворений высоко художественная. Мы с радостью слышим отличную звукопись:
Я ночами чан со щами выставляю у дверей.
Читатель получает удовольствие от интересных метафор и необычных эпитетов : «годы-гунны», «годы-готы», «колоб русской сказки»,, « виноградье небесных садов», «рукописный свиток», «тонкий месяц-рысий коготь». Иногда метафоры разворачиваются в целые строки: «изопьёт душа из звёздного ковша», «Зацвели подснежники в оленьих взорах».
Книга В. Бояринова «Журавли улетели» полюбилась читателям. Хорошие отзывы о ней уже оставили Борис Леонов, критик, литературовед, доктор филологических наук; В. Пронин, писатель, лауреат премии А. П. Чехова, автор знаменитого произведения «Ворошиловский стрелок», Лев Аннинский, литературный критик и публицист, Леонид Сергеев, прозаик. Тем не менее, хороших отзывов о замечательной книге должно быть море. Вот и я решила внести свою лепту в общее прекрасное дело литературной герменевтики. Хочется пожелать книге В. Бояринова дальнейших успехов, а самому автору-здоровья, вдохновенья и долгой жизни и новых превосходных книг.

ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ ЖАНРА
Юрий БОГДАНОВ. "Джульетта". Трагедия в одном действии. — Рязань: "Литера М", 2012.
Современная поэтическая пьеса "Джульетта" поэта и драматурга Юрия Богданова — это возрождение классического жанра трагедии в современном мире. Сюжет её отличен от фабулы. Если выстроить жизненные события в хронологической последовательности, то получится следующая канва.
В зажиточной семье Элеоноры и Даниила погиб ребёнок, и муж уговорил среднего достатка женщину Варвару согласиться на суррогатное материнство, соблазнив её большими деньгами. Суррогатная мать родила двойню: девочку и мальчика. Даниил оставил мальчика матери, а девочку забрал в свою семью. Варвара дала мальчику имя Роман. Девочку Даниил назвал Джульеттой. Не только Церковь, но и основная часть нашего современного общества осуждают суррогатное материнство. И ход развития событий в трагедии Юрия Богданова говорит о том, что не одобренное Богом не принесёт радости тем, кто против Его воли пытается изменить свою судьбу.
Дети вырастают, и, не зная о том, что они единокровные брат и сестра, влюбляются друг в друга так же сильно, как шекспировские Ромео и Джульетта, а родители, как семьи Монтекки и Капулетти, начинают препятствовать их браку, но не из-за кровной вражды родов, а из-за того, что может привести к кровосмешению и рождению физически или психически больного потомства.
У Романа появляется соперник наркоман Ник, который тоже влюблён в Джульетту. На этой почве у них возникает дуэль. Ник подло стреляет из боевого пистолета, а Роман — из травматического. Но Ник фактически погибает случайно, так как перед дуэлью он по ошибке вколол себе смертельную дозу наркотика. И хотя врач скорой помощи установил, что смерть Ника наступила от передозировки наркотика, вполне вероятно, что Романа могут обвинить в убийстве. Он вынужден скрываться. Роман бежит далеко от столицы, где в маленьком городе, недалеко от монастыря живёт его мать.
Варвара поселилась здесь в надежде, что её грех о суррогатном материнстве будет по молитвам прощён и она сможет принять монашество.
О том, что случилось, Роман рассказывает матери. Но когда в их дом врывается полиция и объявляет Варваре, что её сын убийца, у Варвары начинается сердечный приступ. Умирая от второго инфаркта, Варвара открывает сыну тайну, говоря о Джульетте: "Тебе сестра не может женою". После этих слов она умирает на руках сына. Роман потрясён и стреляет себе в висок из травматического пистолета.
В семье Даниэла и Элеоноры тоже горе. Элеонора, всю жизнь тосковавшая о погибшем сыне, отравила Витька, друга её мужа старого богатого жениха Джульетты, так считала его виновным в смерти сына. Эта несчастная женщина, не выдержав напряжения и вспомнив все горести, в том числе и обиду за связь мужа с Варварой и нежелание его взять ребёнка из детдома, выходит на балкон и "улетает"…. Но перед уходом из жизни раскрывает Джульетте тайну её рождения и то, что Роман её брат. Джульетта также заканчивает жизнь самоубийством в надежде, что её душа соединится с душой возлюбленного за гробом.
Как и у Шекспира, после смерти Ромео и Джульетты встаёт вопрос о том, не пора ли отменить закон кровной мести? А читатель начинает задумываться о том всегда ли актуально табу на кровно-родственные браки. Когда-то, в первобытные времена, этические нормы не запрещали кровосмешение. Чтобы эффективнее выживать на земле, человечество пошло путём табу на браки с родственниками. Но любовь не посылается для выживания в земном мире, у неё свои законы. Брак по любви — эта высшая форма осуществления божественного на земле и на небесах. Это редкость, исключение из правил, которое должно стать правилом. Об этом говорит Варвара:

"Безнравственно жениться без любви:
Влезать в ярмо, пусть даже золотое".

Но её Роману и Джульетте, если бы они не погибли, предстояло либо это, либо одинокая жизнь, ведь истинная любовь бывает лишь однажды. Умирая, они восстали против догматических земных норм семейной этики и сохранили идею любви, как первой в мире ценности…
Юрий Богданов как поэт, конечно же, в первую очередь сочувствует любящим. Сам сюжет поэмы отличен от фабулы тем, что он изображает развитие любви, как бы движение "Титаника" навстречу айсбергу.
Образы любящих на "Титанике" современной жизни трогательны. Роман пишет стихи, живёт возвышенными чувствами, хотя бездуховная "золотая" молодёжь типа наркомана Ника уже начала затягивать его в своё болото. Роман не испорчен богатством, хотя отец, представляясь богачом с Канар, хорошо обеспечивает сына. Роман готов к самостоятельной жизни. Он говорит: "Добуду сам и славу и почёт". Это внешне красивый молодой человек. Автор подчёркивает глубину чувств к нему Джульетты, подчёркивая, что это любовь по Фрейду: "Напоминает папу молодого".
В философском словаре любовь определяется как стремление близости с любимым. Джульетта верит, что Роман не виновен в смерти Ника. В тяжёлой ситуации она старается помочь ему морально. По телефону она говорит: "Тебя во всём, любимый, оправдают, / а если нет — пойду я за тобой / и в небеса, и в смрадную геенну, / чтоб никогда нигде не разлучаться". Джульетта не смиряется с волей отца, который хочет выдать дочь замуж за богатого, но старого, а главное, нелюбимого ею своего дружка Витька и говорит Роману: "С тобою убегу или уйду / по зимнему этапу". Девушка убеждает Романа, что вся жизнь его без неё "будет только тленье от бушевавшего огня". Она предлагает Роману пожениться без воли родителей, рассказывает наизусть его стихи, посвящённые их любви. Роман уже соглашается, но смерть матери, а также роковое известие, что Джульетта — его кровная сестра, трагически меняют ход событий.
Трагедия не лишена и мистических ноток. Элеонора предчувствует, что выбранное отцом для приёмной дочери имя Джульетта испортит ей судьбу. Обыгрывание имени как чёрного знака трагедии в судьбе героини выполняет прогностическую функцию в произведении, подготовляя читателя к трагическому финалу. Сам сюжет построен на постепенном узнавании правды, лежащей в основе мотивов поступков героев, на первом плане -любовные чувства. Кульминация приходится на смерть Джульетты, которая, как и в книге И. Бунина "Лёгкое дыханье", представлена как победа духа над материей:

Ромео, нет мне счастья без тебя:
Пусть наши души там соединятся.
Зовёшь меня… К себе, мой друг, зовёшь?
Лечу, лечу к тебе земною птицей.

(так же, как и Элеонора, поднимает руки и исчезает на фоне звёздного неба). Здесь хочется обратить внимание на стиль поэта. Если бы Юрий Богданов написал "бросается с балкона", это было бы для кого-то грубо, для кого-то смешно, для кого-то вульгарно. Джульетта именно исчезает в ночном звездном небе как птица, превращается в душу, летящую к любимому и Богу.
Возвышенная форма уничтожает содержание ужасного поступка — самоубийства, падения тела на асфальт, превращения его в окровавленный кусок мяса и костей. Автор прекрасно владеет языком; там, где по его замыслу, следует испытать чувства возвышенные, пишет, как поэт, там, где надо показать грубую современность использует в речи героев сленг, просторечия, употребляя слова "чмо", "шестёрки", "бобло", "бандит", "жулик", "барыги", "рыльце", "сварганим свадьбу", "пацан сопливый", а там, где надо придать этой современности лоску слова: "компаньон", "приличный бизнесмен". Речь героев, живущих низменными земными интересами, на фоне любви Романа и Джульетты режет слух, как ножом, подчёркивая, что такая низменная жизнь — это жизнь неправильная, не должная быть. В этом плане произведение Юрия Богданова не только художественное, но и философское, так как по мысли Н. Бердяева "вся философия изучает противоречие между сущим и должным".

Рецензия от: 
Ирина Лесная_Иванова