Рецензии на книги

Вы здесь

Рецензия от
Андрея Бычкова

БОРЬБА ЗА ОГОНЬ

«Мир существует, чтобы войти в книгу», - говорит Малларме. Книга Окатовой существует, чтобы войти в твой мир, читатель.
Ибо ты хочешь жить, ты читаешь, чтобы жить, быть живым. Вот зачем эта книга. Это частица огня, частица пламени. Твое дыхание довершит все остальное. Потому что Окатова – маг. Она жрица страданий, любви, страсти и преступлений. Мало кто может написать так в наш век силикона. Вот и звезды благосклонно склоняют над ней свои волшебные виноградины. Ах, как сладко!
Эта проза быстротечна, легка, полноводна. Эта проза течет, пенится, впитывается, саднит, дразнит, царапает образами, как будто ты – первобытный человек, продираешься через девственный лес. Как будто отныне все в первый раз - твои чувства, поступки, желанья. Читатель, знай, это борьба за огонь! Быть может, когда-то в детстве родители доставали тебе с полки книжку с таким названием? Священное время, когда ты ещё был беззащитным, счастливым и страшно живым. Мир... Читать далее
Рецензия от
Андрея Щербака-Жукова

Вы не задавались вопросом, за что люди любят сказки? Уверен, ответов будет довольно много. Поэтому стоит сразу разделить и сам вопрос на два. За что мы любили сказку в детстве? И за что мы продолжаем ее любить, став взрослыми людьми? Дети любят сказки за волшебные миры и невероятные приключения. За чудо, в конце концов… За все это же сказки любят и взрослые — за возможность на время покинуть этот реальный мир и погрузиться в нереальный… Но и еще кое за что. Ведь каждая хорошая сказка — это нечто большее, чем то, чем она кажется на первый взгляд. Волшебная сказка обращается к древним истокам мировой культуры и одновременно — к глубинным основам слова как такового. Такие сказки создает Александра Окатова. Творчество этой писательницы обладает редким качеством — оно узнаваемо. Читатель, знакомый с ее печатавшимися уже рассказами, легко узнает ее авторский почерк в новых произведениях, даже если имя автора закрыть. Прозаик Александра Окатова имеет свое неповторимое и легко узнаваемое... Читать далее

Рецензия от
Татьяны Гржибовской

Уж если «гармониям внимает… чуткий слух», и «…сердце оцарапает бред строки», то «не воскреснешь, к листу пришпилен и распят». Сергей Аршинов как раз из таких поэтов. Свою книгу стихов «Печальной маски полукруг» он посвятил… учительнице русского языка и литературы Анне Алексеевне Трескуновой. И с первого же стихотворения становится понятно, почему. Произведения Сергея Аршинова навеяны символами русской литературы, и, в особенности, – творчеством поэта Александра Блока. К вопросу о музе, так сказать.
Небольшая книжка поделена на восемь частей. «Театральный этюд» – первый цикл, построенный на блоковских интонациях, где «Смеётся злобно Арлекин», а «Пьеро печален…», и где спотыкаемся вдруг о «два улыбающихся трупа На дне большого сундука».
«Трудно» – следующая часть сборника, и здесь автор продолжает пришпиливаться:

Трудно помочь лицемеру бревно
Вынуть из хитрого глаза.... Читать далее
Рецензия от
Лидии Рыбаковой

"Печальной маски полукруг". Это название сразу приковывает внимание. Почему – маска? Разве поэзия не призвана скорее обнажать душу, ее сокровенные чувства, самые тонкие ощущения, тайные мысли, чем прятать? Если, конечно, речь не идёт об обыкновенных "рифмухах" – там, право, может быть что угодно: от текстов, достойных исполнения под попсовые мелодийки, до издевательств над грамматикой.
Поэтому, надо признать, книгу я открыла с некоторой опаской. Ведь хороших поэтов во все времена довольно мало, не то что любителей помучить на досуге родной язык. Не просто так, а "приседая на каждом шагу", если говорить словами великого острослова, недолюбливавшего поэзию - Салтыкова-Щедрина.
Однако уже беглый просмотр заставил отбросить сомнения. Поэтической формой, во всяком случае, автор владеет – и владеет достойно. Стихи звучат. В них есть ощутимая энергетика, присутствует тот самый "поэтический нерв", который даётся далеко не каждому представителю поэтического цеха. Картины,... Читать далее

Рецензия от
Александры Крючковой

Убывающей Луною –
Рот Пьеро…

С. Аршинов

В этом мире существует тонкая незримая нить, связывающая всех поэтов между собой, – так в одних голосах сегодня мы слышим отголоски поэтов Серебряного Века, в других – Золотого, но при этом задача каждого нового голоса привнести в огромный цветной (нерукотворный, но непрестанно ткущийся) ковёр поэзии что-то своё, присущее только ему.
На творчество Сергея Аршинова, как мне кажется, в большей степени повлияло поэтическое наследие А. Блока. Конечно, в сборнике читатель найдёт и стихотворения, посвящённые и другим поэтам – А.С. Пушкину, С. Есенину, А. Вознесенскому, Е. Евтушенко, но в отдельную часть книги Сергей выделил именно посвящения Александру Блоку, да и любимые персонажи в стихах Сергея – «Пьеро и Арлекины», живущие в «современном балаганчике»:

...Толпа, проглотив надежду,
Ринется в гардероб.
Там верхнюю всем одежду
Раздаст усталый Пьеро.... Читать далее
Рецензия от
Л. А. Калининой, канд. филол. наук

Языковые особенности поэзии Б. Красильникова
(на материале сборника стихотворений «Пёстрая лента»)

Современная литература представляет собой особое явление. Она многообразна, часто непривычна и нетрадиционна, так что не утихают споры литературоведов по поводу её будущего. В ней нередко наблюдается смешение форм, жанров и стилей. Прежде всего это справедливо в отношении современной прозы. Что касается поэзии, то она также испытывает на себе влияние происходящих в мировой культуре событий: нередко встречаются эксперименты со словом, формой стиха, ритмической организацией. И тем интереснее встретить поэта, следующего традициям русской классической поэзии.
Борис Красильников – талантливый московский поэт. Сборник стихотворений «Пёстрая лента», вышедший в издательстве «Союз писателей» в 2018 году, включает разные по тематике и стилю поэтические произведения. Миссию поэта автор видит в том, чтобы «сплетением слов будоражить сердца».... Читать далее

Рецензия от
Елена ЦАРЕВА О ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА ВЯЧЕСЛАВА СУВОРОВА

В творчестве Вячеслава Суворова книга «Знак вечного благоденствия» занимает особое место. Он – истинный христианин, человек верующий. Все, что он пишет – по сути исповедально и предельно искренне. Он стремится к Богу, пытается приблизиться Истине в своем постижении тайн мироздания.

Вера: ты — в Боге, и — с Богом!
Пусть — не оставляет — Тебя!
Люби — только Светлое Слово.
Твори — Воскресение Дня.

И чтобы с тобой ни случилось,
И как бы ни падал в пути!
Душа — от Любви — озарилась!
Желаю вам — Бога! — найти!..

Знак вечного благоденствия? О чем же книга Вячеслава Суворова? В предисловие поэт размышляет, в чем предназначение человека? Для чего он живет на нашей Земле?

Суворов – человек, следующий долгим земным путем дел и свершений. Он – много лет работал на Байконуре. Он – практик. Но настал тот час, когда из мира материи и плоти он решил прийти в мир Бога и души человеческой. Пришел через слово, через образ, через поэзию... Читать далее

Рецензия от
Виктора Авина

«Влево поле, вправо – лес
Вверх – сплетение небес»
Ольга Агеева

Неожиданно было прочитать такое слегка хулиганистое после нескольких первых стихов, приготовившись к длительному однообразному (в смысле – ожидаемому) чтению. Это не означает, что данной цитатой я пытаюсь обозначить свой вкус.

К счастью, как мне кажется, он максимально разнообразен и под него не подстроишься, уважаемый автор, как говорят тинейджеры – «поздняк метатца» изначально.

***
Балтийское снотворное с дождём
Гуляет по аллеям Светлогорска,
С листвою позолоченной повозка
Увозится сентябрьским конём…

***
«Семёныч, разве не придёшь?
Когда ждёт в чае мятный ворох,
Не прячь в пороховнице порох,
Сбеги от бабки, коль живёшь.»

***
Клесты заснули,
Скрылась выпь,
Скупая тишина смеётся.
Болотный гнус не дарит сыпь.
Кричу: «Пусть кто-то отзовётся!»

Улыбнитесь, Ольга! Я люблю, как читатель, когда... Читать далее

Рецензия от
Лидии Рыбаковой

«Печальной маски полукруг». Это название сразу приковывает внимание. Почему – маска? Разве поэзия не призвана скорее обнажать душу, ее сокровенные чувства, самые тонкие ощущения, тайные мысли, чем прятать? Если, конечно, речь не идёт об обыкновенных «рифмухах» – там, право, может быть что угодно: от текстов, достойных исполнения под попсовые мелодийки, до издевательств над грамматикой.

Поэтому, надо признать, книгу я открыла с некоторой опаской. Ведь хороших поэтов во все времена довольно мало, не то что любителей помучить на досуге родной язык. Не просто так, а «приседая на каждом шагу», если говорить словами великого острослова, недолюбливавшего поэзию — Салтыкова-Щедрина.

Однако уже беглый просмотр заставил отбросить сомнения. Поэтической формой, во всяком случае, автор владеет – и владеет достойно. Стихи звучат. В них есть ощутимая энергетика, присутствует тот самый «поэтический нерв», который даётся далеко не каждому представителю поэтического цеха. Картины,... Читать далее

Рецензия от
Лидии Рыбаковой

Говорят, у каждого поэта – свой читатель. Одному важно, чтобы стихи были содержательны. Другой любит тонкую игру переменчивого чувства. Третий восхищается точно найденной или оригинальной, нестандартной формой. Кто-то ищет неизведанного – ему важен неожиданный поворот, внезапный яркий свет, проливаемый поэтом на известные, вроде бы, вещи. А кто-то предпочитает, чтобы с ним говорили «шершавым языком плаката». Наверняка, найдутся и те, кто любит стихи, не столько полные вопросов и недосказанности, сколько формулирующие готовые ответы в традиционной поэтической форме. Пусть без особенных открытий и бьющей в глаза новизны, но… вообще-то, всё верное действительно обычно не ново, а всё, проверенное временем, чаще всего, верно. Ясная и чёткая мораль, понятая автором и ровно, гладко изложенная для читателя. Мудрость жизни, прошедшая отбор в череде людских поколений.

Всех гор, увы, не пройти
И всех морей не изведать.
Но сделать правильный шаг -
Удача на миллион.... Читать далее

Рецензия от
Лидии Рыбаковой

Что в нём скрыто, какой подтекст? Память? Разочарование, тень грусти? Или как раз наоборот – осознание верности когда-то сделанного выбора и внутреннее тепло, согласие, что всё произошедшее было к лучшему?

Что говорит читателю эта лирическая повесть, в стихотворной форме рассказывающая о незабываемой и яркой, но теперь оставшейся в прошлом любви? А может быть, главное вообще не это, и всё дело в том, что, как прямо рассказывает автор в стихотворении «Моей Музе», открывающем книгу:

Во мне звучат мелодией стихи,
Под пенье птиц и перезвоны лета,
И ясным днём, и в пасмурные дни
Я в них, как в лёгкие шелка, одета!
В моём мозгу рождаются слова…

История любви разворачивается перед читателем последовательно, как в жизни. Открываясь, как следует ожидать, с раздела «Страсть»:

Я околдована тобою…

Мы ещё не расстались, а я скучаю.
Ты ещё не уехал, а я встречаю.

Я без тебя умираю…

Но даже в это, самое счастливое,... Читать далее

Рецензия от
Виктора Авина

На мой взгляд, это – не просто стихи, это – тексты для песен (я лично разграничиваю данные понятия, если произведение уже слишком явно относится к одному из перечисленных направлений творчества).

Вдохни ты сердцем милость от Творца,
Прими в себя блаженство и отраду
И песней стань небесного певца –
Звучи аккордом, одолев преграды…

Писать тексты для песен – это отдельный и очень редкий поэтический дар. Из текстов Татьяны Гирич, представленных в сборнике «Взлететь без разбега», можно было бы сделать несколько музыкальных альбомов для спокойного, приятного отдыха в кругу близких или с любимым человеком.

Мотивом жажды Небо обними,
Любовью лейся средь галактик звёздных,
Гармоникой небесной прозвени,
Раскрась собою все земные вёсны.

Ты среди мрака Светом оживи,
Стань музыкой, мелодией Любви!

Такой вид отдыха не имеет ругательного наклонения в любые времена. Он востребован и популярен.

Трогательна тема... Читать далее

Рецензия от
Максима Замшева

Её не интересует гламур, она не предпринимает попыток приспособить поэтическую ткань к смутным велениям времени, она не паясничает, добавляя в стихотворные тексты сиюминутные политические приправы, суть её творчества – живой пульс живого человека, драматизм пути от рождения к высотам и наша вечная тяга к неземному, которая неутолима до тех пор, пока человек считает себя подобием Божьим. Если говорить о преемственности, то она у Татьяны Гржибовской тянется от сгущенности Серебряного века, от его своеобразной эстетики и весомости поэтического высказывания. Она хочет осознать человека, череду его лирических мигов через его особенное положение среди других, его избранность меж избранных. И это вовсе не культ индивидуализма, это накопление духовного опыта как противопоставление низменному, обыденному.

Бреду в потёмках.
Тихо светят звёзды.
Кому они приветливо мигают?
Кому секреты задушевно шепчет
Гуляка вечный – лёгкий ветерок?
И путь опять пересекают... Читать далее

Рецензия от
Виктора Авина

Эта книга представляет хрестоматийный русский язык, как учили в советской школе.

Особенно во время прочтения поэм, которыми изобилует данная книга, когда содержание неторопливо льется в уши читателя, и постепенно забываешь, о чем она. От русского языка остаются только прекрасные звуки, влетающие в одно ухо и вылетающие в другое, но на уровне подсознания, как известно, информация записывается полностью, хотя несложно в это мгновение и задремать, как написал А. Фет: «над стаканом остывающего чаю незаметно засыпаю».

Мечтать о море и бескрайних далях,
Планировать событий стройный ряд,
Парить во сне своих воспоминаний…
(Ольга Дормина)

Такие книги обязательно нужны на «противоходе», как говорят матросы, для полноты палитры живого русского языка, в его процессе из прошлого в будущее. Спасибо автору за эту связующую нить!

…И будет светлый миг удачи,
Когда ценой твоих лучей
Спасётся тот, чьё сердце плачет…
(Ольга Дормина)

... Читать далее
Рецензия от
Виктора Авина

Эта книга представляет хрестоматийный русский язык, как учили в советской школе.

Особенно во время прочтения поэм, которыми изобилует данная книга, когда содержание неторопливо льется в уши читателя, и постепенно забываешь, о чем она. От русского языка остаются только прекрасные звуки, влетающие в одно ухо и вылетающие в другое, но на уровне подсознания, как известно, информация записывается полностью, хотя несложно в это мгновение и задремать, как написал А. Фет: «над стаканом остывающего чаю незаметно засыпаю».

Мечтать о море и бескрайних далях,
Планировать событий стройный ряд,
Парить во сне своих воспоминаний…
(Ольга Дормина)

Такие книги обязательно нужны на «противоходе», как говорят матросы, для полноты палитры живого русского языка, в его процессе из прошлого в будущее. Спасибо автору за эту связующую нить!

…И будет светлый миг удачи,
Когда ценой твоих лучей
Спасётся тот, чьё сердце плачет…
(Ольга Дормина)

... Читать далее
Рецензия от
Ольги Харламовой

«Невесомости летящее мгновенье» – так называется книга Ольги Дорминой, опубликованная в Московской городской организации Союза писателей России в 2012 году. Эта книга целиком поэтическая, несмотря на то, что заявлена как сборник рассказов, которых, судя по оглавлению – шесть.

В первой, главе «Расправляя парус», читателя ждет встреча с бушующим океаном, небесными светилами и с человеком – Капитаном, ему подвластны стихии водные и воздушные:

…И на корме, от счастья словно пьян,
Обнявшись с верною своей командой,
Усталый, улыбался Капитан.

Во вторую главу – «Тайна жизни» входят стихи, в которых автор, Ольга Дормина, пытается увидеть необыкновенное в самых обычных проявлениях жизни, будь то цветок, фонтан или город, преображенный поэтессой в город грез:

Путь в заколдованный внутренний город
Через строения мыслей и звуков,
Сквозь композиции чувства проходит,
Вдоль откровения душ переулков.

Вот мы и подошли конкретно к... Читать далее

Рецензия от
Владимира Бояринова

Конец прошлого века был ознаменован необычайным творческим всплеском в музыке, живописи и, безусловно, в поэзии – самом демократичном литературном жанре, берущем своё начало из фольклора и по своей общедоступности не имеющем себе равных. Вместе с тем поэзия была и остаётся самым проницательным видом искусства, состоящим в родстве с ясновидением и пророчеством. Тут можно вспомнить не только Пушкина с программным «Пророком» и Нострадамуса с его катренами, но уже сейчас можно привести современные примеры, успевшие стать классическими.

Но как быть с теми поэтами, которые не претендуют на лавры, но, в меру своей любви к русскому слову, пишут от полноты нахлынувшего чувства, от желания разгадать очередную жизненную загадку или ответить на вечный вопрос: быть или не быть? Какое место в литературном мире занимает Лидия Жарова, если она не только не ревнует к славе хрестоматийно известных творцов, но и к своему профессионализму относится весьма критически? Скажу так: Лидия Жарова... Читать далее

Страницы