Рецензии на книги

Вы здесь

Рецензия от
Максима Замшева

Надежда Охрименко принадлежит к той самой песенной стихии русской поэзии, которая так мила большому и трепетному сердцу нашего народа.

Увезу я с собой эти ночи,
Теплоту и раздолье полей,
Тихой заводи кроткие очи -
Светлый образ России моей.
(«У заводи»)

Все её строки обладают не случайной музыкальностью. Почему не случайной? Да потому что идёт она не от надрыва, от эмоций, а от выстроенности звукописи в соответствующий темпоритм. Она мастерски сочетает ударные и безударные точки внутри стиха, плывёт по ним, как по волнам опытный серфингист, не оступаясь и не теряя поэтического равновесия.
Наблюдая за творчеством поэтессы, вскоре понимаешь, что для неё крайне важен адресат. Тот или та, к кому она обращается, полноправный участник поэтического действа.

Расскажи мне про ласковый ветер,
О весенней запевке грачей
И о том, как безоблачно светел
Небосвод после зимних ночей!

О подснежниках... Читать далее

Рецензия от
Ивана Голубничего

Открывая новую книгу современного поэта, чего ждёт от неё читатель?
Прежде всего, он ждёт слов, которые способны взволновать, заставить по-новому взглянуть на знакомый мир, на привычные, казалось бы, явления и понятия, вызвать глубокое лирическое сопереживание.
В поэзии читатель ждёт ответов на вопросы - как вечные, так и продиктованные современностью. Но, конечно же, прежде всего он ждёт от поэтического сборника новых глубоких художественных впечатлений. Только искреннее и проникновенное художественное слово способно вырвать сознание человека из плена рутинных стереотипов и штампов и заставить душу интенсивно и творчески работать в сотрудничестве с лирическим героем автора. Если автор - поэтесса, то читатель вправе ожидать от стихов особенно тонких душевных переживаний и пронзительной исповедальности… Впрочем, возможно, подобное обобщение не является универсальным. Но в случае с книгой, о которой пойдёт речь, мои ожидания были именно таковы. И, забегая вперёд, скажу,... Читать далее

Рецензия от
Леонида Ханбекова

Может быть, и даже наверняка, кому-то покажется далеко не оригинальным, но, ценя в каждом авторе, прежде всего его самобытность, непохожесть, стиль, язык, интонации, превыше всего ставлю глубину постижения им души моего современника и соотечественника, силу и мощь продолжения им отечественной традиции в слове.
Творчество московской поэтессы Надежды Охрименко привлекло меня именно этим - своей искренностью, проникновенностью, неприкрытой болью за нашу страну, оказавшуюся по воле горе-правителей в безвременьи.
Конечно же, как во всякой женской поэзии, в её стихах, романсах и элегиях живёт память о детстве и юности, о всезахватывающем чувстве растворённости в любимом, о рассветах и закатах, согреваемых этим великим
Созидательным мироощущением, прозрением жизни ради самого дорогого и близкого человека, о горьком открытии неискренности, о разочаровании и новой надежде. …Но!
Понимая состояние Родины, оказавшейся в руках нуворишей, параллельно со стихами о... Читать далее

Рецензия от
Николая Мерзлякова

Представляя читателям четвёртую книгу стихотворений Надежды Охрименко «Синие сны», отмечу сразу, что ей удаются любовные и пейзажные стихи, составляющие значительную часть поэтического сборника. В них чувствуется живое лирическое настроение, свежесть восприятия и неподдельное поэтическое чувство.
Но основной, наиболее сильной стороной её творчества является гражданская направленность многих её произведений, в которых она с болью говорит о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю нашего Отечества, незавидной судьбе народа в наше сегодняшнее лихолетье:

…Вижу в лицах своих земляков
Отраженье тяжёлого времени,
А в скорбящих глазах стариков,
Боль за гибнущие поколения…
(«Мать-Россия»)

В этих строчках звучит взволнованный голос живой души, чутко откликающийся на все события и неурядицы нашего времени. Кстати, одна из книг Надежды Охрименко так и... Читать далее

Рецензия от
Е.И. Бойчук
**

Елизавета Баранова-Весина издала книгу в 2018 году. Книга содержит стихотворения, написанные автором в период с 2013 по 2016 годы.
Стихотворения сгруппированы в тринадцать тематических разделов.
Центральное место в книге занимает произведение «Поэма о Дожде», написанная автором в 2013 году. Поэма состоит из 12 разделов, каждый из которых погружает читателя в мир дождя, причем этот мир для каждого читателя представляется своим, особенным.
Весомым произведением в книге представляется венок сонетов «Сплету венок», где автор сплетает в единое целое красоту русской природы, которую хочется воспевать, творчество, не существующее в отрыве от природы, и конечно же любовь в самом широком понимании этого слова.
Так же хочется отметить раздел книги «Запели вдруг колокола», где Елизавета сгруппировала стихотворения духовной тематики. Среди стихотво-рений этого раздела целесообразно выделить произведение «Высохший коло-дец», в котором звучит тема Православия в разрезе... Читать далее

Рецензия от
Г.В. Овчинниковой
*

Книга Елизаветы Барановой-Весиной содержит тринадцать тематических разделов. Все стихотворения автора, представленные в книге можно объединить под одним названием «Доброе слово», так как автор уделяет большое внимание одному из ценных качеств человеческого общения – доброте. Искренние слова, сказанные автором с любовью и вовремя, отличаются высоким поэтическим стилем, с одной стороны, и легкостью общения с читателем, с другой стороны.
Открывает книгу раздел «Слушаю сердце своё», в котором автор в невыдуманных и выдуманных историях излагает своё доброе отношение к окружающему миру в общем, и к себе, в частности, как к части этого мира. В цикл поэтических произведений Елизаветы Барановой-Весиной входят стихи, в которых автор, слушая своё сердце, делится с читателем как прислушиваться к тонким струнам своей души, как правильно настроиться на их волну. Семантическая аттракция, которая ложиться в основу строящихся эпидигматических связей лексемы «сердце», объединяет центральную и... Читать далее

Рецензия от
Наталии Петровой

В новой книге Наталии Владимировны КАРЕТНИКОВОЙ (Беловой) при всём разнообразии тематики и художественных решений, поставленных перед автором задач, есть один внутренний стержень, объединяющий её поэтические произведения. Все они наполнены чувством доброты и любви к людям, будь то стихи о любви или о войне, воспоминания детских лет или раздумья о судьбе родной страны. Привлекает в них искренность чувств, правдивость переживаний, оригинальность поэтических образов, законченные интересные сюжеты.
Читателю предстоит познакомиться с разнообразными стихами, отражающими внутренний мир поэта, его отношение к родной русской природе, народным традициям.

Ой, лихой казак ты мой,
Вьётся чуб кудрявый!
Жду с войны тебя домой
С почестью и славой.
Я накину шаль с... Читать далее

Рецензия от
Бориса Катковского

Книга Наталии Владимировны КАРЕТНИКОВОЙ (БЕЛОВОЙ) «Осенний блюз» задумывалась как томик любовной лирики, но, к счастью, вышла далеко за вышеназванные рамки. Человек философского склада ума и чуткого отзывчивого сердца, Наталия Каретникова обладает чистым голосом, поющим о красотах родного края:
На границе между днём и ночью
Распускаются цветы и травы.
Озорную песенку сорочью
Ветерок доносит из дубравы.
Веет с поля ласковым дурманом
И грибами от лесной опушки.
Речка вся окутана туманом.
Начинают счёт годам кукушки.

Стихи Наталии Каретниковой об осени всколыхнули во мне ощущения прозрачного, облетающего сада, воздуха, пропитанного дымкой костров, московскими листопадами с пятнами кленовых лап на... Читать далее

Рецензия от
Леонида Фролова
***

Книгу прозы Наталии Каретниковой (Беловой) «Сплетаю времена, события и лица» можно по разнообразию включённых в неё произведений отнести в разряд избранных. Эта книга писалась почти двадцать лет. Она ведёт читателя к пониманию того, что всем нам необходимо в нашей жизни держаться за освященные веками простые понятия: верность, надежность, любовь и сострадание... При кажущейся простоте произведений Наталии Каретниковой в них чувствуется уважение к исторической памяти народа. Они полны раздумий о духовном мире человека, о нравственности и движении человеческой души к прекрасному. По-своему трогательно автор пишет о вечных темах: природе и любви, о светлых и тёмных сторонах жизни. Образы великих и знаменитых людей: генерального конструктора первых космических кораблей академика С.П.Королёва , учёного и писателя - фантаста И.А. Ефремова, поэтов серебряного века Виктора Гофмана и Сергея Клычкова, благотворителей и меценатов – богатейших купцов Зарывновых, которым посвящены... Читать далее

Рецензия от
Юрия Богданова

В настоящее время, когда классическая поэзия в среде молодого поколения не в чести, а в России печатные страницы всё более и более заполняет, как разрушительное цунами, безграмотный и пошлый рэп. А ради денег устраиваются различные «концерты» и «поэтические вечера» с уча-
стием графоманов…
Но вот появляется истинно поэтическая книга «Имя твоё – Россия» известной русской поэтессы Инны Варварицы.
Программным её стихотворением, на мой взгляд, является «Русское поле», широко охватывающее мыслью и душой то, что хочет по-своему сказать поэтесса о родном доме – России:

Раздольное поле мне ближе, чем горы и море.
Приволье родное – лекарство от всяких невзгод,
а берег Оки с жёлтой отмелью и косогором
дороже любых заграничных, заморских красот.

Я видела много в Европе, Японии, Штатах
озёр, водопадов, лесистых и снежных высот.
Пусть разные страны пейзажами были богаты,
но русское сердце в заморских краях не поёт!

... Читать далее

Рецензия от
Владимира Богданова

Инна Варварица – поэт народный, искренно пишет о простом и памятном. В её стихах оживают изумительные пейзажи русской природы, читая незатейливые строчки, словно открываешь окно в ярко-образный мир: «На рябине, в солнышко одетой, грозди ягод, словно снегири!». Инна, как ценительница русской лиры, убеждена в бессмертности природы в поэзии: «Увидеть ЛИСТОПАД глазами Бунина и замереть от этой красоты!».
Человек отзывается чувствами. Растения, как и вода в речке, бывают тёплыми и холодными в зависимости от погоды. В природе всё живёт в созвучии и единстве, например, зимой не цветут цветы в лесу, а в том же лесу летом нет снега. Видеть и оценивать красоту – главное достоинство вдумчивой личности. Человек не забывает место своего рождения. Отсюда непреодолимая тоска от разлуки с малой родиной: «Даже если полвека москвичка, за Уралом гнездится душа». Воспоминание о домашнем уюте намного приятнее гостевых вечеров: «И вкуснее домашних пельменей нет на свете еды для меня».
Инна... Читать далее

Рецензия от
Вадима Шайхлисламова

Прочитаны последние строки. Закрыта последняя страница… Поистине знаменательным, знаковым событием для почитателей творческого таланта нашего земляка Родиона Рахимова стало издание его сборника сочинений. Вышли в свет две книги «Чертополох. Репортаж из поднебесья» и «Диалог. На пороге последней войны».
Ранее был издан небольшой сборник сочинений. Некоторые рассказы из этого сборника печатались на страницах районной газеты «Татышлинский вестник» в 2015 году. Тогда, впервые, мы с большим интересом знакомились с его произведениями.
Родиона Рахимова я знаю с 1967 года, когда мы начали учиться вместе в 9 классе Татышлинской средней школы, тогда еще единственной в селе. Подружились, и по сей день остаемся близкими друзьями, хотя нас отделяет большое расстояние — я в Татышлах, он — в Москве. Он с юношеских лет был любознательным, целеустремленным, готовым всегда достичь поставленной цели. Общительный, с большим чувством юмора. Уже в те годы проявлял особые способности к... Читать далее

Рецензия от
Статья о книге
***

Книга в свободной и увлекательной форме, не страдающей академизмом, рассказывает историю Пензенского края с древнейших времен (времен палеоцена — 60 млн. лет назад) по настоящее время. В ней рассматриваются археологические находки с точки зрения новейших исследования ДНК-генеалогии (это так называемая «молекулярная история»). На примере конкретного ДНК-теста делаются неожиданные аналогии и обобщения, просматриваются многочисленные миграционные потоки древних людей на Русской равнине, и делается главный вывод о рекордно большом возрасте древних стоянок и археологических культур на Среднем Поволжье (40-50 тыс. лет назад), во много раз превышающем возраст египетских пирамид.

В данной книге применен комплексный подход к изучению мировой, отечественной истории и истории родного края. Прочитав эту книгу, можно в целом оценить динамику развития исторических процессов и понять: в каком мире и на каком этапе мы живем? Изучив только одну эту книгу, можно также понять, насколько все... Читать далее

Рецензия от
Камиля Гремио
***

Внимание! Слушай мою команду!
Отдать кормовые и носовые!
Поднять якорь!
Гафеля-гарделя, топсель-шкота перетяжка!
П-паруса па-а-а-адняять!
Полный!.. стоп!
Что? А, да!
Полный вперёд!!!

Нет человека, который бы не слышал этой фразы из уст замечательного персонажа советского мультика «Остров Сокровищ», но что такое «гафеля-гарделя», наверное, мало кто точно знает… Если с кормовыми и носовыми, а, тем более, с якорем, всё более или менее ясно, то дальше — мрак полный. А на самом деле большого секрета здесь нет: слова эти заимствованы из голландско-го языка, как и многие другие морские термины, и обозначают мачты. С тех пор, как люди стали осваивать мореходство, мир неописуемо преобразился: отдалённые земли стали доступными для исследований, началась тяжёлая, но очень важная эра колонизации дальних стран. Голландцы, как известно читателю, особенно отличились в мореплавании, что и послужило причиной того, что многие, очень многие... Читать далее

Рецензия от
Камиля Гремио
***

Внимание! Слушай мою команду!
Отдать кормовые и носовые!
Поднять якорь!
Гафеля-гарделя, топсель-шкота перетяжка!
П-паруса па-а-а-адняять!
Полный!.. стоп!
Что? А, да!
Полный вперёд!!!

Нет человека, который бы не слышал этой фразы из уст замечательного персонажа советского мультика «Остров Сокровищ», но что такое «гафеля-гарделя», наверное, мало кто точно знает… Если с кормовыми и носовыми, а, тем более, с якорем, всё более или менее ясно, то дальше — мрак полный. А на самом деле большого секрета здесь нет: слова эти заимствованы из голландско-го языка, как и многие другие морские термины, и обозначают мачты. С тех пор, как люди стали осваивать мореходство, мир неописуемо преобразился: отдалённые земли стали доступными для исследований, началась тяжёлая, но очень важная эра колонизации дальних стран. Голландцы, как известно читателю, особенно отличились в мореплавании, что и послужило причиной того, что многие, очень... Читать далее

Рецензия от
Марина Зейтц

В наше время в свет выходит немало литературных произведений, посвященных тому или иному историческому периоду. Беда только в том, что такие романы часто изобилуют необоснованными вымыслами авторов, желающими придать максимальную эффектность своим трудам.
Вот как по этому поводу ответил недавно в своем интервью издательству «Союз писателей» Виктор Королев: «В течение пятидесяти лет я занимался журналистской деятельностью, а это постоянная работа с информацией. Потому, наверное, мне интересно с разных сторон сравнивать, насколько истинны найденные факты, не искажают ли они действительность».
Роман В. Королева «Киселёвы: три брата, две сестры. Век ХIХ-й» поражает читателя сочетанием удивительной легкости изложения и в то же время насыщенной плотностью повествования. Читая книгу, мы узнаем много нового – или вспоминаем давно забытое старое – о том, что когда-то «проходили» в школе. Автор пишет настолько увлекательно, ярко, что теперь уже эти знания надолго останутся с нами... Читать далее

Рецензия от
Кудловой Людмилы Васильевны
***

Роман «Ароматы жизни, или Квантовый ароматизатор Майкла Томсона» Эдуарда Скворцова приятно удивил и порадовал.
До сих пор автора занимала проза, если можно так сказать, малого или среднего формата.
Его опубликованные сборники содержали преимущественно рассказы, притчи, басни, афоризмы, реже повести и пьесы.
Многие из них представлены на российском литературном портале: proza.ru.
Идея Скворцова сопоставить образ жизни граждан двух противостоящих не только географически, но и политически подлежит непредвзятому вниманию.
Герои романа не просто общаются, любят и переживают, они ещё и взаимодействуют под знаком реализации полуфантастического проекта Квантового ароматизатора.
Проекта, который предполагает четкое различие между ароматами жизни и запахами разложения, косности и властолюбия ради неуемной наживы.
Художественные достоинства романа для меня очевидны. Тому подтверждение авторские афоризмы (с переводом на английский), сопровождающие... Читать далее

Рецензия от
Вадима Шильцына

Стихи Александры Крючковой заразительны стремлением проникнуть в тайны мироздания. Множество образов следует за внимательным взглядом автора на реальность, преподнося читателю самые неожиданные сюрпризы. Порой это отстранённый взгляд на явления и события, а иногда наоборот, чрезвычайно эмоциональное и личностное изложение чувств, но в разнообразии авторских подходов нет ни лицедейства, ни обмана, а лишь пронзительная искренность. Александра не только фиксирует проявления жизни в образах, но, как настоящий творец, преобразует мир, влияет на него, делая лучше и гармоничнее. Это сопряжено с работой над формой произведения, ибо «если хочешь улучшить мир, то начни с себя», и тут поэзия не знает равных Александре Крючковой, поскольку практически каждое стихотворение выверено до совершенства. Разве что Пастернак столь же тщательно трудился над стихами, возвращаясь к ним вновь и вновь, когда время начинало «упрекать автора» прошлыми неточностями.
Недоверчивый читатель спросит: «Да... Читать далее

Рецензия от
Дмитрия Силкана

В благословенные времена Серебряного века в России провели легендарный литературный турнир «Король поэтов», громкого титула которого в 1918 году был удостоен Игорь Северянин. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению: кто-то настаивает исключительно на игровой составляющей турнира, другие же уверяют, что данное событие во многом определило пути развития поэзии в ХХ веке.
В 2013 году Московской городской организацией Союза писателей России принято решение возобновить традицию именитого поэтического конкурса. Победителем Первого турнира, финальный этап которого состоялся в Большом зале Центрального Дома Литераторов 23 мая 2013 года, стала уже известная в литературных кругах поэтесса Александра Крючкова, которой и был торжественно присвоен титул «Королева поэтов». Стоит отметить, что данное решение было вынесено как по единодушному мнению жюри, так и по результатам зрительского голосования.
В стихотворениях Александры предстаёт целая Авторская Вселенная с... Читать далее

Рецензия от
Вадима Шильцына
***

В удушливой атмосфере, насыщенной информацией о политических предпочтениях, переполненной псевдоисторическими домыслами, называемыми современной литературой, новый роман Александры Крючковой похож на глоток свежего воздуха, свободного от потной ежедневности. Очевидно поэтому в серии присутствует упоминание Иной Реальности, изучением которой Александра занимается с методичностью, близкой к научной, а её работа в этой области, как и над парадоксальными свойствами стихотворного слова, сравнима с деятельностью целого НИИ. Таковы же и результаты. Александра пытается заглянуть за грань нашего с вами бытия, посмотреть на то, что находится там, откуда мы приходим в этот мир и куда удаляемся из него. Оказывается, в метафизическом процессе конденсации человеческой души можно углядеть порядок и очевидные закономерности. Путь смертного, начертанный на Небесах кажется фатально предопределённым, но… нет! Александра Крючкова раскрывает возможности Духа в самых неисправимых обстоятельствах и... Читать далее

Страницы