Размышления о героях

Вы здесь

Дорогие друзья!

Вашему вниманию представляем статью М.А.Замотиной ответственного секретаря по критике, литературоведению и детской литературе МГО СПР.

Размышления о героях нашего времени. Есть ли они сейчас? Автор подсказывает неординарные мысли. А, читатель? Ловите! Подумаем по-новому.

ВОПРОС ЦЕНЫ И ЦЕННОСТИ

Совет по критике и литературоведению совместно с Бюро творческого объединения критиков и литературоведов МГО СП России провёл цикл мероприятий, посвящённых героям нашего времени в современной литературе, кино и драматургии.

Современное литературоведение не оставляет попыток показать «героя нашего времени», отображённого в произведениях сегодняшних писателей (драматургов). В продолжении разговора, начатого на заседании Бюро творческого объединения критиков и литературоведов совместно с Советом по драматургии МГО СП России я встретилась с актрисой Викторий Полторак, сыгравшей в телевизионном фильме «Продаётся кошка» (2012, режиссёр И.Криворучко) главную роль.
Виктория Полторак в этом фильме по сценарию В.Игнатьева, Е.Умеровой, Е Рыбаковой сыграла как раз самую что ни на есть «героиню». Кавычки – не для того, чтобы поиздеваться. Просто слово «герой» совсем уж не современное сегодня. Но об этом речь будет чуть позже. Почему мы пригласили на встречу актрису? Потому, что интересно мнение исполнителя, актёра, а с литературоведами, режиссёрами и драматургами мы уже не раз обсуждали эту тему. Может показаться странным выбор фильма. Но это – дело случая. Я включила ноутбук, вышла в интернет и стала искать фильмы «в тему». Попалась «Кошка». Невесть какая картина по всем параметрам, но в нем обнаружились многочисленные проблемы современности.

Итак, героиня Виктории Полторак – просто идеальный герой нашего времени. Но сегодня только ленивый не пишет об отсутствии героя в современной русской литературе и драматургии. Есть мнение, что «настоящий герой нашего времени, как и любого другого, для русской литературы – человек, способный пожертвовать собой ради ближних, способный «душу положить за други своя» и готовый служить Богу, России, семье…».

Критики всех направлений (литературные, театральные, киношные) считают, что в искусстве героем нашего времени может быть «кадровый военный, спасающий солдат-срочников от разрыва боевой гранаты, предприниматель, не желающий жить только для обогащения и собственных удовольствий и безоглядно отправившийся воевать в Новороссию, семьянин, воспитывающий в национальных традициях своих детей, школьник или студент, способные на большой и самоотверженный поступок, пожилая сельская учительница, которая ещё держит корову и не продаёт, а раздаёт молоко своим нищим соседям, священник, продающий свою квартиру, чтобы достроить храм, и многие другие наши современники». Это цитата.

И все же в герое именно нашего времени, то есть в современнике (со-временнице) нет ничего героического. Но, как отметил ещё М.Ю. Лермонтов, Боже нас сохрани пытаться исправить людские пороки. В конце концов, человечество – это всего лишь глина в руках истории. И кто знает, какие черты примет оно в следующем десятилетии.
Действительно, в современной литературе настоящих осталось немного, хотя есть и такое мнение, что, сегодня, наконец, «доминирующая в современной литературе тенденция к выхолащиванию положительного героя сегодня понемногу преодолевается» усилиями некоторых писателей.

Для начала не мешало бы разобраться с понятиями. Говоря «герой нашего времени», многие исследователи имеют в виду «героическое», понимаемое как самоотверженность, отвага, бескорыстие, благородство и пр. Но понятие «герой нашего времени» отсылает нас, конечно же, к М.Ю. Лермонтову. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что «герой нашего времени» – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Там же, в предисловии, Лермонтов иронично отмечает, что публика имеет обыкновение понимать каждое слово буквально и что «героем нашего времени» сам он называет своего современника, а точнее – чаще других встречающийся тип современного человека. И если уж образ Печорина вышел малопривлекательным, то в том нет авторской вины.
Другими словами, «герой нашего времени» – это вовсе не синоним «героического». Так, со времён Лермонтова принято называть образ, вобравший в себя типические черты эпохи, отобразивший дух времени, что совершенно необязательно должно быть связано с героизмом, благородством и бескорыстием. Поэтому исследования «героя нашего времени» и «героического» должны идти по двум разным направлениям. Замена одного понятия другим не просто ничего не проясняет, но только умножает путаницу.

Литературовед Светлана Замлелова пишет: «Попробуем, например, представить современное художественное произведение, написанное в духе и истине Раннего Средневековья. Понятно, что в лучшем случае это будет комично, а в худшем – жалко, потому что современный нам человек исповедует иные истины, движется иным духом. Изобразить «героя нашего времени», то есть, по Лермонтову, современного человека, слишком часто встречаемого, можно, руководствуясь духом и истиной своего времени. Но в этом случае инженеры, учителя и врачи совершенно необязательно окажутся «положительно прекрасными человеками».
Каждая эпоха создаёт свою картину мира, свою культуру, своё искусство. Выражение «сейчас так не пишут» уместно именно в тех случаях, когда художник пытается творить в духе чужого ему времени. И речь не о конъюнктуре, но о способности художника чувствовать своё время и передавать эти чувства в образах. Даже работая над историческим произведением, чуткий и талантливый художник сделает его понятным для современников, при этом ничего не опошляя и не опрощая. Это значит, что художник сумеет передать дух чужого ему времени в понятных для современников образах.

Вот тут мы к образу и подобрались.

Самое простое, это поискать «героя нашего времени» на экране. Книжки, говорят, читают редко. А вот ТВ смотрят многие. Зададимся простым вопросом: какой человек чаще других встречается в наше время – бескорыстный смельчак, мятущийся интеллигент или азартный потребитель? Конечно, встретить можно любого человека, а у каждого из нас прекрасные друзья и любящие родственники. И все же, кто более типичен для нашего времени? Ещё раз скажу, что встретить, особенно на российских просторах, можно решительно любого человека. Но для того, чтобы понять, кто такой «герой нашего времени», важно выявить типическое, найти выразителя духа времени. Не будет ли верным предположить, что типичным представителем нашей эпохи является человек, предпочитающий материальное идеальному, приземлённое возвышенному, тленное вечному, земные сокровища всем прочим сокровищам?

Героиня Виктории Полторак предпочитает материальное идеальному? С первых кадров сомнения в этом нет. Катерина – современная, красивая, благополучная. Все у неё есть, и ещё много что будет. И земных сокровищ у неё хватает. И их она предпочитает «всем прочим сокровищами». Вроде как все – по теории.

И вот тут-то выясняется, что все не так просто. Зритель поначалу ни секунды не сомневается, что вот она – холодная, равнодушная, но типичная современная героиня – бизнес-леди, мечта многих девчонок. Но вот действительно ли она равнодушный и холодный человек?
О равнодушии стоит поговорить особо. «Равнодушие — душевная подлость». Во как! Чего уж хорошего, если человек равнодушен, его не волнуют чужие проблемы и горести. Но в жизни (и в кино) все настолько не просто, что однозначно любую тему определить невозможно.
Говорят, что «Это чувство, которым мы страдаем ВСЕ, абсолютно все. Кто-то проходит мимо бездомных животных, кто то мимо нищих, кто то мимо валяющегося в луже человека, причём у него мог быть сердечный приступ, а мы подумаем что он пьяный». Это опять цитата. Но я лично с этим не согласна. Равнодушие нельзя определять так однозначно. С этим невозможно не согласиться.

Но в фильме мы видим, что в человеке при определённых обстоятельствах может многое измениться. Да и вообще… Я не согласна в тем, что героиня фильма «Продаётся кошка» – равнодушный человек. Ведь равнодушие – это состояние апатии к окружающему миру, людям, явлениям, событиям, нежелание участвовать в изменении собственной жизни к лучшему, отсутствие беспокойства о других людях. А она очень даже активная дама, какая апатия? Видимо, тут речь идёт всё-таки немного о другом? Разве не так? Да и героиня Екатерина – конь-огонь! Но вот вопрос, а это хорошо или? Карьера, бизнес… А жить когда? Или как?

Можно возразить, что если не получается ничего в личной жизни, то лучше сидеть с утра до ночи в офисе, а не депрессовать дома под одеялом. Виктория Полторак, что удивительно, моего пафоса не поддержала. «А почему вы решили, что моя героиня изменилась по ходу фильма?». По ее мнению, она не изменилась, а просто показала себя с другой стороны. То, что Екатерина – совсем не такая. Она совсем не скучная и не равнодушная, как мы видели в начале фильма. А вот когда она почувствовала свою ответственность за другого человека – за ребёнка, стали очевидны совсем другие черты её характера. Девочка из детского дома помогла Катерине показать себя совсем другим человеком.

Наверное, важно то, что ребёнок был сиротой?

«Почему же? В тот момент, когда моя героиня поняла, что она виновата в том, что девочка чуть не утонула, ей было совсем не важно, сирота она или нет. Катерина не доглядела за ребёнком. Она это поняла и почувствовала свою ответственность за жизнь человека».
Вообще-то проблема детских домов и детдомовских детишек – нео-хватная тема. Известно, что ребёнка нельзя воспитать в стае. Каждый из них является индивидуумом. Пока маленький, он беспомощен и, прежде всего, требует безопасности и защищенности. Никакой коллектив, никакие ясли, сады и дома не могут ему подарить это чувство. Это чувство даётся ему не усилиями государства, а только любовью мамы, в крайнем случае, заботой любящего человека, заменяющего ему мать. С возрастом все только усугубляется…

Проблема миллион раз обсуждалась, нет смысла повторяться. Но ведь не всякий человек готов усыновить ребёнка? Так ведь? И причин тому – море. И ведь к ребёнку обязательно должно возникнуть чувство. Ведь нельзя брать к себе в дом маленького человека только потому, что ты хочешь ему добра? Или можно? «Это проблема серьёзная, и конечно – ребёнка нужно полюбить, – согласилась Виктория. – Без этого в семье жить невозможно».

Наверное, актёр должен быть счастлив, когда в его творческой жизни есть такая роль.

«Это бесспорно. И важно, – заметила Виктория, – чтобы эти проблемы поднимались на экране, о них нужно говорить в театре, об этом необходимо писать. И не отчёты в Департамент опеки и попечительства. Нужны книги, спектакли, кино».

Она, конечно же, права. Конечно, нужно. И чем больше будет и фильмов, и спектаклей, (ну, – а о романах и говорить нечего), тем лучше.
Сегодня эта тема царит в мелодраме. И фильм «Продаётся кошка» тоже мелодрама. Но часто этот жанр определяют как второсортный. Но ведь это не так? Я нашла в интернете определение: «Мелодрама (от др.-греч. μέλος песня и δρᾶμα действие) жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир...».

И что же? Виктория согласилась, что мелодрама действительно рас-крывает духовный и чувственный мир. Чаще всего незатейливо. А разве надо все время держать зрителя в напряжении? Наверное, нет. Пусть расслабится, но в то же время подумает (подспудно) о вечном. Так ведь?
А, значит, очень хорошо, что если некая домохозяйка случайно взяла пульт от ТВ и наткнулась на эту киношку, когда она шла по телевизору. Кино её заинтересовало. Милое, доброе кино с предсказуемым концом. Скоротать вечерок под не напряжённое кино, как говорят, самое то. Но в большинстве отзывов о фильме звучит одна фраза «Жизненное кино, сопереживаешь такой хорошенькой рыженькой девочке, плачешь вместе с ней, радуешься за неё. Лишний раз задумываешься о судьбе таких деток».

Да в общем-то, не суть важно, какое кино мы смотрим, триллер или мелодраму. Это уж – кому что нравится. Важно, что нередко и некие судьбоносные решения люди принимают после просмотра вроде бы простой кинокартины. Многое в жизни решает его величество случай. Ведь это случай изменил судьбу героини «Кошки». Девочка ведь могла к ней и не прийти? И осталась бы она со своими делами и проблемами.
И если уж закончить тему мелодрамы, то очень важно, чтобы зритель хотел досмотреть фильм до конца. У «Кошки» это получилось. Со слов зрителей. «Отличным сделали и сюжет, который был и предсказуем, но все равно хотелось досмотреть фильм до конца. Очень тёплый фильм, очень добрый фильм, очень семейный фильм».

А? Если бы я участвовала в такой картине, то мне бы было очень приятно получить именно такую оценку. Тепло. Доброта. Истинные семейные ценности. Важный момент, что человек сопереживал героям. А, значит, не зря работали! Вышло, как говорит молодёжь, «зачётно». Ну, и в будущем добром отзовётся. И получается, что героиня Виктории Полторак – очень современна, типичная для нашего времени дама.

Современная отечественная культура очень напоминает айсберг со сравнительно небольшой видимой частью и совершенно непредсказуемых размеров невидимой. Когда мы досмотрели фильм до конца, то вроде как и нырнули на глубину. Вот она – та часть, которую мы не видели.

Героиня Виктории Полторак – наша современница, а точнее – чаще других встречающийся тип современного человека. На все сто процентов я бы не стала это утверждать. Но, сказав об этом, я задумалась.

Героического в современной литературе, как и в кино и театре, действительно, немного. Но это именно потому, что героическое перестало быть типичным. Жизнь изменилась. Другие времена, другие нравы. И идеалы тоже. И стремления. Как и поступки наших сограждан.

Увы, не в каждую эпоху чаще других встречаются защитники Родины, покорители космоса и честные труженики. Бывают эпохи, как опять же пишет С.Замлелова, когда всюду снуют потребители благ, развернувшиеся от идеалов к комфорту. Она права. Но в нашу эпоху нередко встречаются и такие Катерины, которые на первый взгляд развернулись от идеалов к комфорту, преуспели на ниве предпринимательства и ведут свой бизнес холодно и равнодушно. Но… для них вопрос цены и ценности в жизни не пустой звук.

«Да, за все в жизни нужно платить, но я хочу оставаться человеком. Это не просто слова, – закончила наш разговор словами своей героини Виктории Полторак. – Я с ней абсолютно согласна. К этому будем стремиться».

Кто бы возражал?

Марина ЗАМОТИНА

На фото: актриса Виктория ПОЛТОРАК

Статья опубликована в газете "Московский литератор" № 19, 2017.