Форум "Недели мировой литературы. Шанхай - 2017."

Вы здесь

Из выступления В.Бояринова на форуме Недели мировой литературы («Карта и территория: мир научной фантастики»). Шанхай – 2017.

Любое масштабное научное открытие, в корне меняющее не только наше представление о мире, но и сам мир, рождается из мифа. Мы говорим: творцом мифов, преданий, сказок является народ. Однако история оставила поразительные факты, касающиеся философов и учёных, которые в незапамятные времена выдвигали идеи, сравнимые с мифами. Идею географической карты и предположение о бесконечности Вселенной выдвинул грек Анаксимандр ещё в 550 году до нашей эры. Гипотеза (т.е. миф) о возникновении Земли из газообразного облака принадлежит И. Канту (1755). О солнечном ветре и чёрных дырах заговорили в начале ХХ века. Весь перечень научных открытий, которые раньше были смелыми догадками и стали явью, сегодня упорядочен учёными и существует в виде справочного материала. Что касается художественной и публицистической литературы, то смею предположить, что в продвинутых институтах сегодня составляются реестры и каталоги безумных и мудрых идей и гипотез, выдвинутых писателями-фантастами и запечатлённых на страницах их бестселлеров. И здесь хотелось бы затронуть проблему терминологии: фантастика не может быть научной. Крылатая фантазия писателя и поэта не предполагает теоретических обоснований и доказательств, она освобождена от оков жёстких законов и формул. Это художественная литература, фантастика является художественной ещё и потому, что автор её – художник слова.

… В качестве точки опоры учёному хватает рычага Архимеда. Писатель и поэт оживляют миф оригинальной метафорой, он волен управлять временем и пространством по своему усмотрению. Без метафорического мышления художественная фантастика мертва. На определённом эволюционном этапе тот же древнегреческий мифе об Икаре, о крылатом змее в восточной традиции, о ковре-самолёте в европейских сказках превращается в мощный авиалайнер; облачные жёны и девы, русалки, эльфы и нимфы, которые раньше представляли разнообразные явления природы, становятся выходцами из параллельных миров; вчерашние ведьмы, колдуны и кикиморы переселяются на далёкие планеты, – миф претерпевает невероятные изменения, но в метафизическом преломлении остаётся верен своему географическому происхождению…

Мифологическая метафора – спутница великих идей и свершений. Она не требует преклонения и выражения восторга. Её мало, как урана, но сила её – не меньше урановой.

Владимир БОЯРИНОВ

Опаздывая на Поэтический вечер
«Недели мировой литературы. Шанхай–2017»

Посвящается профессору Чжэн Тиу

Нельзя, нельзя опаздывать на вечер!
И нечем крыть, и оправдаться нечем…
Какой позор и превеликий стыд!
Поэзия нам это не простит.

И нет такси… Да это ли не подло?
И пробки, брат… Мы вскакиваем в сёдла.
Per aspera...* И шашки – наголо!
И вот уже поехало-пошло:

Я мчусь по Центру на велосипеде!
Со мной Чжэн Тиу, две китайских леди,
Фланг прикрывает славный паренёк,
Который оседлать коней помог.

Летим по Центру, по проезжей части;
Мы – в преисподней, мы – в драконьей пасти,
И жар, и рёв исходят изнутри!
Нам остаётся километра три…

Мы вырвались живыми из утробы,
Нас стиснули клыками небоскрёбы,
В глазах фосфоресцируют огни…
Чжэн Тиу раззадорился: «Гони!»

Оговорюсь: езда идёт лихая
По Центру современного Шанхая.
Я жму на тормоза! И наконец
Велосипед въезжает во дворец.

Мы не вошли – мы в этот зал вбежали
И грянули рукоплесканья в зале!
Нас Музы вознесли на пьедестал,
Где каждый откровеньями блистал.

С тех пор во мне звучит, не затихая,
Победная симфония Шанхая.
Мы все не вечны… Вспомнится в конце
И проблеснёт искринка на лице:

Мчусь по Шанхаю на велосипеде!
Со мной Чжэн Тиу, две китайских леди…

2017.08.18 г.Шанхай

*Per aspera ad astra (лат) – через тернии к звёздам