Татьяна Гржибовская относится к тому типу поэтов, для которых поэтическое слово не пустой звук, не хобби, а судьба

Вы здесь

Её не интересует гламур, она не предпринимает попыток приспособить поэтическую ткань к смутным велениям времени, она не паясничает, добавляя в стихотворные тексты сиюминутные политические приправы, суть её творчества – живой пульс живого человека, драматизм пути от рождения к высотам и наша вечная тяга к неземному, которая неутолима до тех пор, пока человек считает себя подобием Божьим. Если говорить о преемственности, то она у Татьяны Гржибовской тянется от сгущенности Серебряного века, от его своеобразной эстетики и весомости поэтического высказывания. Она хочет осознать человека, череду его лирических мигов через его особенное положение среди других, его избранность меж избранных. И это вовсе не культ индивидуализма, это накопление духовного опыта как противопоставление низменному, обыденному.

Бреду в потёмках.
Тихо светят звёзды.
Кому они приветливо мигают?
Кому секреты задушевно шепчет
Гуляка вечный – лёгкий ветерок?
И путь опять пересекают тени
Кустов косматых и зверей пугливых,
С кем анемичный лунный луч затеял
Ночные догонялки.
Видит Бог,
Вокруг – лишь одиночество немое,
Попутчик неизменно молчаливый,
Что следует неслышно по пятам,
Всю жизнь деля меня –
с моей лишь тенью.
Но в темноте меня теряет тень из виду,
Сама становится лишь частью темноты,
И с одиночеством дорогою извитой
Идём вдвоём до заданной черты.

Думаю, это стихотворение как пример крайне показательно. Здесь есть особая синтаксическая поступь, желание держать длинное поэтическое дыхание и в то же время не впасть во вторичный архаизм. Вообще, синтаксис в поэзии – субстанция чрезвычайно важная. Нельзя всё отдавать на волю поэтического ритма, якобы оправдывающего все передержки и погрешности. Татьяна Гржибовская великолепно это знает и применяет на практике. Её строки насыщены не только интонационно, но и безупречны смыслово. Она ткёт ткань разных смыслов, никогда не жертвуя логикой, будто бусинки нанизывая разноуровневые образы.

Вновь замирала –
Тарантелла Листа
кружилась бешено,
веретеном,
а имя молодого пианиста
выстукивала память-метроном.

Ещё одно отличительное качество поэзии Татьяны Гржибовской – это, не побоюсь этого слова, интеллигентность. Ведь для художественного творчества помимо таланта необходимо ещё умение отобрать материал. Поэзия – искусство, в котором возвышенное возведено в абсолют, – не приемлет ни малейшей фальши, ни малейшего мелкотемья. И Татьяна Гржибовская здесь идёт вровень с лучшими классическими образцами, проявляя слуховую чуткость и словесную изобретательность.

Максим Замшев, поэт, первый секретарь Правления МГО СП России

Рецензия от: 
Максима Замшева