Индивидуальный литературный почерк известного поэта Ирины Марковой отличает особая искренность

Вы здесь

Знатоки и ценители её творчества уже по достоинству оценили её талант, ярко проявившийся в многочисленных публикациях, в книгах «Свет в окне» и «Лето Господне». И о чём бы она ни писала, её строки неизменно пронизаны любовью к родной природе, к талантливым русским людям, к Родине нашей – России:

Россия словом и мечтою,
И Богу вечному во славу
Строфой сияет золотою
И куполами златоглаво.

Лирический стихотворный сборник «Благовещенье» Ирины Марковой, попавший в ваши руки, состоит из двух частей: «Голгофа» и «Новый век». Автор сразу же, без раскачки бросает нас в холодную пучину серьёзнейших библейских преданий – «Голгофа», «Обетование Господне», «Благовещенье». Известные христианские сюжеты предстают перед нами в оригинальном отображении, органично переплетаясь, сливаясь в мощнейший поэтический гимн Господу, Его Свету, Его даруемой нам Радости. Отточенная, филигранная поэтическая техника захватывает нас и влечет в удивительный мир тонких наблюдений и глубоких обобщений, выстраиваемый автором:

Православно по улицам носится
Звон заутренний русской души.
Время утренне мимо проносится
И полуденно тает в тиши.

Она разнопланова в своём настроении, эта высокая песня. Вот совершенно хрустальный мотив, явленный автором в стихотворении «Святочная ночь»:

Только взглядом проводить,
Фантазируя на Святки,
Серебро как воду лить
Лунным светом без оглядки, –

перемежается философски грустным тончайшим поэтическим наблюдением в строфах стихотворения «Поплачь со мною, Богородица»:

Поплачь со мною, Матерь Божия,
Чтоб, со свечой лицом к лицу,
Мы, друг на друга не похожие,
Душой приблизились к Творцу.

А что за прелесть строки из стихотворения «Лето Господне»:

Где-то будущее запоздало,
Иль увязло в сугробах где-то.
Настоящего слишком мало,
Чтоб понять Господнее лето.

Вторая, бoльшая часть книги «Новый век» густо заселена отменно точными поэтическими зарисовками, наблюдениями и даже открытиями. Удивительно, но в этой, совсем не маленькой по нынешним меркам, книге практически нет так называемых проходных стихов! Она мне видится золотым початком, буквально набитым янтарными зёрнами поэтических озарений и находок. Меня лично сильно поразил отстранённый сюрреализм стихотворения «Холодная весна». Здесь и «расколотый пополам… колышется день», и «раскаявшаяся вода», и «мчащиеся в прошлое», и «останавливающие слова» ручьи…

Опять от снега чистого
Заколыхался март.
Не стоило неистово
Впадать в такой азарт.

Такого оригинального «портрета Весны» я не встречал давно! Поэт как никто чувствует стремительное ускорение Времени, искажение Пространства: «Внезапно наступило лето, /Чтобы внезапно пролететь» («Капризное лето»). Или: «Жизнь короче, ночь длиннее, / Даль яснее, тише сны.., где …под ритм стихотворений / Во вчера уходит век» («Тихая осень»). Едва ли не в каждом втором стихотворении эта щемящая прощальная нота:

Давно уж мир не тих, не прост,
В старинном вальсе нота фальши,
А я бегу средь бурь и гроз,
Бегу – а радуга всё дальше.

Поэт, сочно чувствующий русское поэтическое слово, отдаёт ему дань особого уважения:

Как в зеркале отображенье,
Кружила ранняя листва,
Как Господа Преображенье,
Весь мир преображён в слова.

Мир поэта Ирины Марковой буквально пронизан яркими поэтическими ритмами и единственно точными образами-словами:

Это рифмы зазвучали,
Утро в небе рассмотрев…
(«Утоли мои печали»)

И совсем не случайна творческая «перекличка» с такими тончайшими лириками нашей Поэзии, как Александр Пушкин («Пушкин»), Сергей Есенин («Голубая даль весны» и «Приближение осени»), Александр Блок («Аптека, улица, фонарь» и «Осеннее вино»). Ирина Маркова, обращаясь в своём стихотворении «Поэт» к творчеству коллеги, на самом деле, пишет именно про себя:

А поэт всё поёт и поёт,
Потому что Господь призывает.

Поэт Ирина Маркова, несомненно, входит в узкий круг тонких современных лириков, пишущих в традиции и в поэтике лучших классических поэтических канонов. Ей чуждо холодное экспериментаторство, формалистское истязание русского слова. И живое стихотворящее Слово платит ей за это уважение особой пластичностью и изяществом.

Алексей Данов, Исполнительный директор МГО СПР, поэт

Рецензия от: 
Алексея Данова