Имена и судьбы

Вы здесь

Доктор философских наук, профессор З. С. Белова
Художественное воплощение культурного наследия в одной драме
И. С. Лесной-Ивановой
Драма И. Лесной-Ивановой «Сны о графе Н.П. Шереметеве и графине П. И. Ковалевой-Жемчуговой» — явление нужное для истории, литературы и духовного воспитания личности. Главной сюжетной линией ее является запретная любовь графа Н.П. Шереметева к крепостной актрисе П. И. Ковалевой - Жемчуговой. Здесь использованы реальные факты из жизни героев: смерть отца графа Николая Петровича, утешение его в горе крепостной актрисой, любовь, которая преодолевает сословные предрассудки, непризнание общества, освобождение всей семьи Ковалевой-Жемчуговой от крепостной зависимости, обручение ее с графом, рождение сына и смерть от чахотки. Автором ярко представлен характер графа. Это любящий человек, способный бороться за свою любовь, идти наперекор общественному мнению, возвышать любимую женщину в правах и статусе, не бояться добиваться разрешения на брак у царей. Граф Н. П. Шереметев показан очень порядочным человеком: он признает святость брака, не оставляет супругу, когда она теряет свое главное сокровище — голос и заболевает заразной смертельной болезнью.
И. Лесная-Иванова показывает графа как человека с тонко развитой интуицией: он боится влюбленной графини Анны Львовны, чувствуя в ней недоброе и коварное начало, но проникается любовью к крепостной актрисе, видя в ней доброе сердце, чистую душу и незаурядные способности. Автор начинает развитие сюжетной линии любви с тонкого психологического приема: крепостная актриса утешает графа, потерявшего отца, сочувствует его безмерному горю, поднимает самооценку, рассказывая, как граф нужен людям, заполняет свои участием, заботой и любовью духовный вакуум, в котором оказался несчастный человек. И. С. Лесная-Иванова представляет проникновенный диалог между героями, в котором высвечивается духовная потребность Н.П. Шереметева в близком человеке: "Родную душу я бы хотел обнять, — говорит он Прасковье. — Но нет, увы, родной души со мной. Ты будешь ею, темный ангел мой!"
Сцена в Кузьминском парке непосредственна и глубока. Граф в любви, кажется, становится ребенком: он восхищается белочками, гиацинтами, играет с возлюбленной в догонялки, целует ее в лесу ,забыв, что у каждого дерева могут быть глаза затаившихся крепостных, способных разнести тайну графа по всему свету. Но за этим, как в детстве, счастливым поведением, человек взрослый и внимательный к своей избраннице. Он замечает ее задумчивый взгляд, понимает, что актриса что-то вспоминает, тревожится за судьбу сбежавшей от Анны Львовны крепостной, объясняет ее побег плохим содержанием людей. Автор показывает и тонкую психологическую игру Актрисы Ковалевой-Жемчуговой, которая рассказом о реальном или вымышленном сне о венчании с графом, наводит его на мысли о семейной жизни. В этой любовной и, казалось бы, в развлекательной сцене в лесу происходит постановка проблемы непростой жизненной ситуации, ставится вопрос об уровне отношений. Автор показывает ум крепостной актрисы, ее способность мгновенно реагировать на слова. « Исполню все, что хочешь – пожелай», — говорит ей Николай Петрович. «Дай вольную ты всей моей семье!» — восклицает Прасковья. Вместе с тем она понимает, что нельзя давить на мужчину, отказывается от своего предложения, переводит все в игру и шутку, чем задевает графа.
« Не надо вольной мне, мой Николай! Я навсегда твоя! Ты так и знай», — говорит Прасковья, заставляя графа возражать, настаивать на желанном для нее своем. Автор изображает мастерски тонкую психологическую игру женщины, которая незаметно склоняет мужчину к своей цели. Прасковья в изображении И. Лесной-Ивановой далеко не святая, какой она казалась графу. Актриса, например, скрывает от возлюбленного, что она уже больна чахоткой, боясь, что тогда Николай Петрович не возьмёт всю семью Ковалевых в Санкт-Петербург. Показывая сложность характеров героев, автор даёт их внутренние монологи-мысли и внешние реплики. Это хороший литературный прием, говорящий о психологичности текста.
Мы видим не только косвенные характеристики героев через их речь и поступки, внутренние монологи, но и оценку их личных качеств и действий другими. Из бесед гостей бала читатель узнает, что граф Ш. имеет два ордена, побывал за границей, являлся меценатом Моцарта. Вместе с тем его любовь к крепостной актрисе вызывает негативную оценку светского общества, показывая его косность, отсталость в развитии. Светские люди готовы закрыть глаза на пошлый роман барина с крепостной, но попытка придать ему статус законности, возвышение бесправной актрисы до светской дамы, графини, настоящей жены богатейшего в России жениха возмущает его до такой степени, что помещики готовы признать графа сумасшедшим, а его избранницу колдуньей. И. Лесная-Иванова тонко показывает разность восприятия Прасковьи и через языковую оценку. Граф Ш. говорит ей возвышенно: « Ты мое спасение, мой Эдем!» А помещики, смеясь, заявляют: « Да эту девку, как ее ни мой, клейма уж не отмоешь крепостной». Граф называет Прасковью жемчужиной, утверждает, что его душе она одна" в сиянии лучей", а злые языки помещиков называют любовь графа ведьмой. Ирина Лесная-Иванова изображает графа Н.П. Шереметева оптимистичным. Он верит в хороший исход прошений царю и получает от второго государя согласие на брак, подбадривает беременную, потерявшую голос жену словами: « Родишь мне сына, снова будешь петь!» Мечтает увидеть в образе наследника черты любимой женщины.
Отдельной сюжетной линий в новой поэтической версии является Львовны к графу Шереметеву. Здесь кипят шекспировские страсти. Ради того, чтобы погубить соперницу, знатная дама готова пойти на злодейства, правда, сделанные чужими руками. Интересно, что простые люди показаны автором как личности, которые нравственнее господ. Ни конюх Игнат, ни садовница Анфиса, ни влюбленный в графиню доктор не хотят выполнять и не выполняют ее злобных приказаний, находя способ уклониться от них. В итоге злодейка гибнет от собственного коварства, скупости, нерешительности в выборе между Богом и Сатаной, а перед смертью, как пушкинский Сальери, понимает, что ее попытки уничтожить соперницу, любимую графом Шереметевым, были бесполезны, так как можно убить человека, но нельзя уничтожить любовь к нему, если она настоящая. Финальный монолог Анны Львовны — большая удача автора, чувствуется, что за ним стоят и " Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина, и " Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. И. Лесная - Иванова умеет создавать образы сложных людей, терзаемых внутренними противоречиями, мечущимися между любовью, жаждой наживой и долгом. Таков образ бедного врача Ивана Андреевича, безответно влюбленного в графиню Анну Львовну. Просьба графини отравить соперницу сначала принимается им, затем вызывает разочарование в любимой женщине, Иван Андреевич вспоминает, что долг врача — "не убивать, лечить", решает использовать данные бывшей возлюбленной деньги на исцеление больной. Вместе с тем этот доктор оказывается без вины виноватым и убийцей в глазах Анны Львовны по фактическим событиям. После его второго прихода больная умирает, повергая графа Шереметевым в безутешное горе.
Пьеса написания хорошим образным языком. Мы видим там архаизмы, напоминающие о прошлом, например, обращение к любимому человеку" ангел мой", книжную лексику" Эдем", разговорное и архаичное название туберкулёза "чахоткой", старинную формулу этикета" низкий поклон", бранную разговорную лексику при общении духовно неразвитых господ с крепостными, различные тропы и метафоры при обращении влюбленных друг к другу, игру слов " прощай " и "до свидания". У читателя остаётся сильное впечатление благородного стиля, острого сюжета и тонкого литературного языка.
Это драматическое произведение — методически оригинальная форма передачи знаний молодому поколению, причем исторические факты переданы точно, в яркой образной форме. Только вербальное изложение наводит скуку, а тут целое театральное представление, герои — исторические персонажи, вся инф ормация запомнится на всю жизнь без проблем.
Драма Ирины Лесной-Ивановой имеет эстетическую, коммуникативную, аксиологическая направленность. Она может быть полезна и как развлекающее чтение, и как опыт любовного чувства, и как источник информации, и как образовательная иллюстрация, позволяющая глубже изучить духовное наследие России, задуматься о ложных и истинных ценностях, проблеме выбора между чувством и долгом по отношению к людям, о сущности любви и должном поведении любящих.