Достоинство духа и поступи

Вы здесь

Может быть, и даже наверняка, кому-то покажется далеко не оригинальным, но, ценя в каждом авторе, прежде всего его самобытность, непохожесть, стиль, язык, интонации, превыше всего ставлю глубину постижения им души моего современника и соотечественника, силу и мощь продолжения им отечественной традиции в слове.
Творчество московской поэтессы Надежды Охрименко привлекло меня именно этим - своей искренностью, проникновенностью, неприкрытой болью за нашу страну, оказавшуюся по воле горе-правителей в безвременьи.
Конечно же, как во всякой женской поэзии, в её стихах, романсах и элегиях живёт память о детстве и юности, о всезахватывающем чувстве растворённости в любимом, о рассветах и закатах, согреваемых этим великим
Созидательным мироощущением, прозрением жизни ради самого дорогого и близкого человека, о горьком открытии неискренности, о разочаровании и новой надежде. …Но!
Понимая состояние Родины, оказавшейся в руках нуворишей, параллельно со стихами о любви Надежда Охрименко пишет стихи о тех бедах и горестях, которые заполняют нашу страну вот уже более двадцати лет.
Конечно, можно окунуться в природу родного Подмосковья, уйти в утренние туманы тарусских тропок, павлопосадских перелесков и луговин, которые тёплыми волнами памяти навевают сотни проникновенных строк.
Но кто станет последовательно и мужественно развенчивать потоки лжи, с которыми мы сталкиваемся в сегодняшней жизни на каждом шагу?
В смятённые трагические годы разлома страны, которая звалась СССР, переосмысления её исторического пути, по крайней мере, той его части, что выпала на твою судьбу и судьбу твоих близких, как рентгеном, просвечивается духовный стержень человеческий. И острее, образнее, да и доходчивее, пожалуй, чем самые громогласные политиканы, эту искреннюю боль (или радость! И так случалось) современника выражает поэзия. Если это настоящая поэзия, а не рифмованная трескотня.
Одна из ярких московских поэтесс Татьяна Глушкова в страшные 90-ые годы признавалась:
Когда не стало Родины моей,
Мне кажется, меня не стало…
В лирике Надежды Охрименко, книгу которой ты, читатель, держишь в руках, подобная боль и непримиримость звучит, пожалуй, громче и отчётливей. Для неё, дочери ветерана Великой Отечественной войны, гвардии полковника-танкиста, участника парада Победы 1945 года, для неё, окончившей МВТУ (ныне МГТУ) им. Н. Э. Баумана и более двадцати лет проработавшей инженером-конструктором на оборону страны, совсем иначе звучали безудержные разглагольствования перестройщиков о «новом мышлении», об ориентации на европейские безграничные свободы, и всё это вылилось, не могло не вылиться, в гневную исповедь двурушникам:
По городу, куда ни брошу взгляд,
Иду, свою Москву не узнавая,
В ней фирмы иностранные кишат,
Пираньями славянский дух съедая…
(«Очнись, Москва!»)
И это не просто политическая прокламация, которую нынешние либеральные критики отнесут к отголоскам «коммунистической пропаганды»,
Это точная и вовсе не шаржированная, а узнаваемая массой прозревших современная натура:

А вот дворец, построенный сейчас -
Плод нашей «гениальной» перестройки.
Красив дворец! Увы, он не для нас -
Охранники в нём, посудомойки.
(«По городу»)

Вот так прямо, без обиняков не исподволь, в интонационных поворотах, в лирике Надежды Охрименко звучит ностальгия по уходящим, отступающим в тень привычным и общепринятым нравственным ценностям, доброте и участию, взаимовыручке и помощи, ещё недавно составляющим основу нашей жизни, её становой хребет. Теперь же всё явственней на первый план выступает приобретательство и вседозволенность, культ житейского успеха и расчётливости.
Но ведь это, как говорится, до поры.

Всё равно, сквозь беды и напасти, русский народ пронесёт свою веру, свою стойкость, и свой дух, утверждает поэтесса:
Тот дух в полях, где стонет ветер,
И в камышах, что у болот.
В тебе!
Во мне!
На этом свете
Его никто в нас не убьёт!
(«Не отрицай!»)
И в этом утверждении, в этой духовной твёрдости мы, современники, пусть и уходящего поколения, вместе.

Леонид ХАНБЕКОВ

январь 2012г. г. Москва вице- президент Академии
г. Москва российской литературы

Рецензия от: 
Леонида Ханбекова